alt
Обобщение педагогического опыта « Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу- задача первостепенной важности, и нет необхо- димости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начи- нается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к сво- ей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному пере- ходит в любовь к своей стране- к ее истории, ее прошлому и нас- тоящему,а затем ко всему человечеству, человеческой культуре.» Д.С. Лихачев. В последнее время этно-экологическое образование в общеобразовательной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана окружающей среды и физическое, духовное здоровье людей. Одна из причин такого положения - забытые традиции русского народа, неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В развивающейся системе этно - экологического образования и воспитания все более весомую роль стала играть начальная школа. Это прежде всего связано с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Младший школьный возраст благоприятен для развития у ребенка основ этно - экологической культуры, чему способствуют следующие предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Самой природой обусловлено социальное назначение детства - адаптация ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными. Нам, учителям начальных классов больно видеть, как слабы физически и духовно ученики. Стали очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми. Резко увеличилось детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но представленных самим себе. Растет число наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостью, признано духовно-нравственное падение общества. Поэтому возникла необходимость пересмотра своих профессиональных позиций, внесения изменений в содержание и формы работы с учащимися, то есть включиться в творческий поиск. Эти вопросы и стали той проблемой, которую предстояло решить в своей педагогической деятельности. Проработав множество педагогической и публицистической литературы в том числе и «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года» , участвуя в разработке школьной воспитательной системы «Школа-центр этно- экологического воспитания» возникла идея , что конструктивным принципом при осуществлении обучения является этно-экологическое воспитание, то есть воспитание учащихся традициями своих родителей, прародителей, предков, обычаями родного села. Ведь мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, толерантность, любовь к природе и родной земле. Проблема воплотилась в разработку классной воспитательной этно-экологической системы и в содержание обучения и воспитания в начальной школе с использованием новых педагогических технологий. Таким образом, включение ценностей и традиций русской культуры в процесс обучения и воспитания школьников дает возможность решить следующие задачи: -формирование этно-экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе; -формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности; -воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни; -овладение целевым анализом экологических ситуаций; -создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности; -содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа; -овладение основами этно- экологической педагогики и психологии, реализация лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение детей к культуре предков. С целью реализации данных задач используется исследовательский материал , опыт лучших учителей России в таких формах уроков и внеклассных мероприятий, как уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки-КВН, интегрированные уроки, защита творческих проектов, экологические театрализованные сказки, праздники, утренники, русские народные игры, колядки, посиделки, игры-аукционы. Для передачи педагогического опыта в области этно-экологического воспитания учащихся на уроках и во внеурочное время ставятся перед собой следующие задачи: 1. рассмотреть теоретические аспекты этно-экологического воспитания, исходя из его целей, методов, технологий ; 2. проанализировать практический опыт по этно-экологическому воспитанию учащихся на уроках и во внеурочное время ; 3. дать конкретное описание технологий этно-экологического обучения и воспитания ; Можно выделить пять аспектов этно-экологического обучения и воспитания: 1. аксиологический – обращение учащихся к высшим ценностям народной культуры ; 2. гносеологический – включение учащихся в процесс познания высших ценностей народной культуры; 3. когнитивный – познание через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей; 4.ориентационный – выявление главного в этно-экологической ориентации ребенка, его отношение к природе, миру, людям и самому себе; 5.результативный- механизм становления человеческого «Я». Итак, главная цель этно- экологического воспитания заключается во включении учащихся в процесс осознания и переживания ценностей народной культуры в качестве потребностей личности ребенка, субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе лучших традиций русской культуры, экологических фактов. Реализация этой цели включает в себя ряд признаков воспитания: 1. целенаправленность; 2. процесс взаимоотношения педагога и ученика; 3. создание воспитательной среды; 4. содержание воспитания; 5. творческий характер воспитания; Создан механизм, в котором уроки и внеклассные мероприятия становятся источником этно - экологического воспитания. Для достижения этой цели используются три канала в рамках существующей образовательной системы: 1. через самого педагога; 2. через историко-краеведческий материал родного края; 3 . через форму подачи материала. В широком смысле надо стремиться к включению всех этих каналов на уроке. В узком смысле задача учителя сводится к пробуждению в учениках желания самосовершенствоваться, что особенно ярко проявляется в их отношениях. После обсуждения этого вопроса была создана модель личности учителя в современной школе: «Ценностный потенциал» Учитель должен искренне любить детей, иначе он не сможет проникнуть в их сердца. Очень важна справедливость учителя, как при оценке знаний, так и поступков детей. Учитель занимается самовоспитанием, самосовершенствованием, видит результаты в своих учениках. В любых обстоятельствах учитель должен уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников, видеть в каждом из них творческую личность и поддерживать ее стремление к самосовершенствованию. Душевная теплота, чуткость, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя. Помощь детям в трудные моменты их жизни - одна из главных характеристик личности учителя. Учитель формирует у школьников необходимые жизненные ориентации. В общении с детьми необходимо проявлять педагогический такт, который необходим так, как голос для певца, как слух для музыканта. Педагог становится мастером, если он умеет учить всех без исключения детей. Творческое вдохновение. Знать духовный мир каждого ребенка. «Творческий потенциал» Учитель должен искренне любить детей, иначе он не сможет проникнуть в их сердца. Учитель должен доверять детям, постоянно советоваться с учениками. Внимательно подходить к оценке поступков ребят. Анализировать мотивы поступков. Разумно использовать различные формы самоуправления. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. «Когнитивный потенциал» Учитель должен быть человеком с твердыми, глубокими и последовательными убеждениями. Учитель должен быть образованным, теоретически подготовленным в области педагогики и психологии. «Способность к общению» Нравственную сторону личности учителя определяет педагогический авторитет. Неуважение учителя к личности учащихся разрушает его собственный авторитет в их глазах. Конфликты должны разрешаться не методом административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Учитель должен обладать способностью к общению по отношению к ученику, коллегам, родителям. Известно, что этно- экологическое воспитание является одним из главных направлений и в становлении социальной личности ребенка. Существуют пять принципов воспитания, определены условия их реализации и названы правила осуществления практической педагогической деятельности в соответствии с этими принципами. 1.Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. 2. Принцип социальной адекватности воспитания предполагает формирование у детей готовности к реализации социальных задач. 3. Принцип индивидуализации воспитания учащихся предусматривает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности. 4. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, требующие волевых усилий для негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, выработки социального иммунитета. 5. Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении отношений, которые способствовали бы становлению социальной личности школьника. Этно- экологическое воспитание является педагогическим компонентом становления социальной личности, ее нравственной стороны. Становление социальной личности начинается в начальной школе. И очень важно в этот период формировать у ребенка нравственные начала, правильное и разумное поведение в обществе. Социальная личность - это нравственно воспитанная личность, включающая в себя единство нравственных знаний, чувств, поведения, в котором выражена система отношений человека к человеку, семье, окружающему миру. В становлении социальной личности младшего школьника особое значение имеет непрерывное накопление знаний о нравственности, потому что его жизненный опыт невелик. Накопление знаний о положительных качествах личности и адекватном поведении составляют основу для выработки убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются с другими сторонами сознания – с чувствами и волей. Дети младшего школьного возраста обладают элементами убежденности. При формировании нравственных убеждений учащихся, учителя опираются на уже сложившийся жизненный опыт школьников, и сами создают опыт в процессе разнообразной деятельности. Чем богаче жизненный опыт учащихся, тем глубже, полнее усваиваются понятия нравственного воспитания. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные задачи и задания- вопросы, упражнения, проекты, игры, викторины, загадки, классная деятельность с выполнением социальных ролей . Несомненно, что в начальной школе преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность живых организмов к среде обитания), поскольку они отвечают интересам ребенка. Неоценимую помощь в этом процессе оказывает обращение к фольклору как неиссякаемому источнику мудрости народа в его отношениях с природой . Ведь истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре. В сокровищницу народной мудрости входят загадки – древнейшие жанры фольклора. Использование загадок позволяет на всех уроках в начальной школе приоткрыть завесу таинственности над тем или иным объектом или явлением, увидеть его с неожиданной, новой стороны, прочувствовать радость догадки, озарения, открытия. Вот, к примеру, загадка из местного фольклора о любимом детьми зверьке – еже: Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (Рыжевская Алена) После отгадывания загадки учитель проводит воспитательную беседу с целью воспитания экологической культуры. Учитель убеждает детей , что зверей нужно охранять и беречь. Учащиеся старшего возраста начальной школы с большим интересом учатся составлять загадки о неживой природе, окрашивают их редкими эпитетами, раскрывают их универсальную ценность – эстетическую, познавательную, оздоровительную. Так, солнце - один из любимых персонажей детей: В небе желтый цветок Круглый год не вянет. И любой лепесток До земли достанет . (Мысягина Настя) Для ребенка загадки – это весь мир! И цвет зеленого кузнечика, и белизна коры березы, и колючие листья – иголки ели. Учитель учит детей видеть красоту природы, воспитывает ответственное отношение детей к своим соседям на планете и среди их обитания – к своему зеленому дому. Большое значение в воспитании этно- экологической культуры младших школьников имеют народные песни, которые отражают красоту родной природы, традиции и обычаи села. Стоит во поле березонька, Березонька кудрявая. И вокруг березоньки Девицы поют. Красны девицы поют , Хороводы водят. Эти песни являются главным украшением в проведении народных праздников. Нами выработаны рекомендации по проведению народного праздника в классной воспитательной системе «Воспитание этно-экологической культуры учащихся»: Опора на этнические традиции дает учителю новый взгляд на всю учебно-воспитательную систему, позволяет выработать качественный стиль общения с детьми, проследить и проанализировать результаты своей деятельности. Народные традиции предоставляют возможность работать творчески и инициативно- говорить с ребенком «на одном языке», языке этнической культуры, проявляющей себя в формах художественного прикладного творчества, в песнях, играх, хороводах. Добиться целенаправленного использования народных традиций в образовании позволяет проведение народных праздников. Каждый народный праздник является событием, разграничивающим природные процессы и маркирующим точки переходов природы и человека из одного состояния в другое. Основная задача праздника – та же, что и основная образовательная задача: формировать человека как активного творца собственной жизни, жизни природы и социума. Возрождение духовности, повышению интереса у детей к традициям своего края, познанию обрядовых праздников способствуют такие классные праздники как «Народные посиделки», «Осенины», «Зиновий – синичник», «Девичий праздник» (Выставка работ девочек рукодельниц, исполнение народных песен и танцев), «Рождественские вечера» (колядки), «Масленица», «Грачишник», (Праздник птиц, байки, сказки, легенды о птицах). Весомый воспитательный потенциал содержат уроки литературного чтения. При изучении фольклора и произведений: В. Бианки- «Первая охота», «Музыкант», «Лесные домишки», «Кто чем поет?», «Лесная газета» и др; К. Паустовского-«Заячьи лапы», Барсучий нос», «Корзина с еловыми шишками» и др., М.Пришвина- «Этажи леса», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Журка», «Еж»и др.; дети познают мир природы, учатся любить и охранять её заветные уголки, приучаются проявлять заботу о братьях наших меньших. Ученики становятся добрее, милосерднее, терпимее, более чуткими и отзывчивыми. Особый вклад в формирование этно-экологической культуры обучающихся вносят поэтические произведения русских классиков: А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, С.А.Есенина…. Недаром этих писателей и поэтов называют певцами русской природы. Неизгладимое впечатление оставляет в душах ребёнка изучение авторских и русских народных сказок: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.Гаршин «Лягушка- путешественница», М.Горький «Воробьишко» ….. Гордость за землю русскую, её богатырский народ воспитывают в детях былины: « Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Ильины три поездочки »……. Результатом педагогической деятельности в области этно-экологического воспитания учащихся являются детские творческие работы: стихи, сказки сочинения, рисунки (см. в приложении). Каждый урок естествознания в начальной школе направлен на решение экологических проблем на выявление характера отношений ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях. Используются наблюдения за отношением детей к объектам в классе, на пришкольном участке, во время прогулок и экскурсий, а также в специально созданных условиях. Определяются уровни экологической воспитанности младших школьников. Первый уровень. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Школьники по собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного от ношения к ним боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо». Не умеют ухаживать за живыми существами. Второй уровень. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательно для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. Представление о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами. Замечают нарушения правил поведения в природе. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получения качественного результата, важного для жизни живого. Третий уровень. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Школьники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение помочь живому, видят сами необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи живому. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков групп животных и растений. Уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Четвертый уровень. Дети радуются встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзываются на проявление их жизни и поведения. По собственной инициативе наблюдают за живыми существами. Проявляют любознательность: задают разнообразные поисковые вопросы, высказывают эвристические суждения. Владеют обобщенными представлениями о живом. Имеют полное представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях. Самостоятельно выделяют причины состояния живого объекта в среде. Дети стремятся предупредить негативные поступки, свои и сверстников. Вступают в активную защиту живого, пытаются поправить последствия неправильных действий. Качественно выполняют трудовые процессы ухода за животными и растениями. Проявляют заинтересованность, получают удовольствие от созидательной деятельности, нравственный смысл своих действий и поступков. Мотивом такого отношения выступает общая гуманная позиция ребенка. Для определения общего уровня экологической воспитанности учитель использует метод наблюдения , результаты которого заносит в таблицу по окончании учебного года: Фамилия. имя ребенка Белов Д. Тюрин В. ……… Устойчивость отношения к животным и растениям 2 3 ……… Осознанность действий 3 3 ……… Желание общаться с живыми существами 4 4 ……… Необходимость бережного отношения к природе 2 2 ……… Целенаправленный уход за живыми существами 2 2 ……… Знание правил поведения в природе 3 3 ……… Выполнение правил поведения в природе 2 3 ……… Активная защита живого 3 3 ……… Получение удовольствия от созидательной деятельности 2 3 ……… Данная таблица указывает учителю, а также родителям на позитивные и негативные стороны ребенка, является ориентиром в учебно- воспитательном процессе класса. Проблему этно-экологического воспитания помогают решать математические задачи с использованием местных топонимов и этно-экологической карты с. Теплова. Например:1. «Путники прошли от Лихого до Соснового болота 3км за 1час и от Соснового болота до Волчьего поля 4км 800м за 2часа .Какой путь путники прошли быстрее?» 2. «Второклассники очистили 200м берега р. Теши, а третьеклассники в два раза больше. Сколько метров берега р.Теши очистили ученики ?»3. «К прилету птиц 7 мальчиков из 4-б класса смастерили по 2 скворечника, а мальчики из нашего класса на 2 скворечника больше. Сколько скворечников смастерили ребята?», «В первый день выпускники нашей школы посадили 20 деревьев, во второй день на 4 дерева больше, чем в первый день, а в третий день столько, сколько в первый и во второй дни. Сколько деревьев посадили выпускники?» В 4-ом классе одни ученики с успехом составляют подобные задачи, а другие с удовольствием их решают. На всех уроках для достижения целей и задач используются педагогические технологии: -технология этнопедагогики-поиск нравственной основы в знаниях, умениях и навыках своего народа и изучение его нравственных качеств; -технология познания духовных ценностей , как базовой основы, от которой отталкивается всякий народ; - технология интегрированного урока; -тренинговая технология- включение в процесс личного переживания нравственных вопросов каждого ученика в классе; -технология работы с текстом; -педагогические игровые (с правилами, творческие) технологии; -дискуссионные технологии; -атентичные (дневники достижений); - синквейн и кластер - методы технологии критического мышления; -метод творческого проектирования на уроках технологии. Особенно удается на уроках в начальной школе такой метод критического мышления, как синквейн- нерифмованное стихотворение из пяти строк, в которых информация об изучаемом понятии (явлении, событии, теме) обобщена, свернута и охарактеризована вариативно, с различных позиций. Правила составления синквейна: 1. В первой строке тема называется одним словом (обычно именем существительным). 2. Вторая строка- описание темы двумя прилагательными или причастиями. 3. Третья строка – описание действий в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка- фраза из четырех слов, характеризующая отношение автора к теме( чувства, возникающие по ее поводу). 5. Пятая строка –синоним или , точнее, одно слово, выражающее самую суть темы. Синквейн в начале изучения Синквейн в конце изучения темы: темы : Солнце, Солнце, Большое, яркое, Раскаленное, газообразное, Светит, греет, радует. Излучает, нагревает, жгет. Солнце -очень горячее тело. Солнечные лучи греют землю. Шар. Звезда. По результатам исследования уровня воспитанности учащихся с помощью методики Н.С. Маляковой «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся» и собственной методики по изучению экологической воспитанности младших школьников можно сделать вывод: Наблюдается положительная динамика развития духовно-нравственных качеств личности учащихся в классе, что и является достижением педагога. Опыт, Педагогический, передовой, Изучается, обобщается , распространяется. Создает атмосферу для творчества. Эксперимент.
alt